Мифы о IELTS

Существует множество заблуждений, связанных со сдачей экзамена IELTS.

Некоторые из них имеют под собой основание, но некоторые можно назвать исключительно мифами.

Подготовка

1. IELTS Academic Module сложнее, чем General Module.

Это утверждение достаточно неоднозначно.

С одной стороны, эти модули тестируют разные навыки в секциях Reading и Writing исходя из отличающихся целей экзамена.  Если на академическом модуле основная задача экзаменатора – выяснить, способны ли Вы проходить обучение или тренинги на английском языке со студентами ВУЗов или аспирантами, то при общем модуле проверяются, в основном, базовые навыки пользования языком, необходимые в повседневной жизни. Соответственно, если вы никогда не сталкивались с англоязычными учебниками, то читать и анализировать такие тексты вам будет сложнее, чем журнальные статьи.

То же и с письмом: если вы не имеете привычки анализировать графики и писать по ним отчеты, 150 слов первого задания в Academic Module Writing вам покажутся сущей пыткой.

С другой стороны,  чтение в Academic Module все-таки сложнее, чем в General Module, т.к. в последнем не проверяются все навыки анализа текстовой информации – об этом даже написано на сертификатах.

2. Speaking можно сдать на высокий балл, зазубрив ответы на все известные вопросы и отрепетировав монологи.

Нет, экзаменаторы хорошо натренированы отличать спонтанную, естественную речь от заученных ответов. Если экзаменатор чувствует, что ваш монолог был заранее тщательно проработан, он, вероятнее всего, сменит тему обсуждения и задаст несколько новых вопросов, чтобы добиться от вас неподготовленного ответа.

Но: всегда хорошо знать несколько стандартных оборотов, с помощью которых можно потянуть время, если вы растерялись и собираетесь с мыслями. Надо продумать, что отвечать на стандартные вопросы первой части интервью – кем работаете, где живете, о семье, сколько лет учите английский… Надо знать и минимальные правила этикета: как поздороваться и попрощаться, как вежливо прервать собеседника, продолжить свою мысль после того, как вас прервали, и т.п. Все это должно отлетать от зубов и не отвлекать вас от самого важного – содержания вопросов.

3. Баллы за Listening и Reading можно значительно повысить, только прорабатывая образцы тестов.

Нет, к большинству сдающих IELTS это неприменимо. Чтобы улучшить результаты теста, надо учить английский – и особенно важно много читать и слушать.

Но: если вы уже хорошо владеете английским языком, то вам нужно будет только разобраться с типами экзаменационных заданий.

4. Лучше тратить время на отработку более легких типов вопросов в Reading, чем возиться со сложными – баллы за них дают одни и те же.

Люди, которые панически боятся вопросов True/False/Not Given, очень заблуждаются, утверждая что нет смысла разбираться с этим типом вопросов, так как их может быть всего 5 на весь текст.  Приходим на экзамен, а там – 15 из 40 вопросов вида T/F/NG. И бояться их не стоит – две трети этих вопросов будут простыми, на основе простых текстов. Осторожно надо подходить к вопросам в конце теста: какого бы они ни были типа, они будут самыми сложными, т.к. три текста в Reading возрастают по сложности.

На экзамене

5. Чем больше слов написать в заданиях на Writing, тем выше поставят оценку.

Нет: если вы напишете слишком много, например, 400 слов в сочинении, то проверяющий просто отчеркнет первые 250 слов и будет проверять только их. То есть, если у вас в последней трети сочинения самые витиеватые фразы и самые убийственные аргументы в поддержку вашей точки зрения, о них экзаменатор даже не узнает. Он будет оценивать незавершенную, оборванную на полуслове работу. Лишние 10-20 слов погоды не сделают, но много писать не стоит. К тому же, «вода» в сочинениях и рассуждения не по теме расцениваются как то, что вы не поняли вопрос, и за них снимаются баллы.

6. Экзаменатор на Speaking просто записывает ваше интервью на магнитофон. Оценивать ваши знания будут потом.

Самое очевидное следствие этого мифа – стараться особенно не нужно. Конечно, это не так. Экзаменатор оценивает вас на месте, записывает оценки после каждой части интервью. После того, как интервью закончится и вы выйдете из аудитории, он потратит еще несколько минут на размышления о вашем уровне английского, выставит общий балл и подготовится к следующему кандидату. На пленку интервью записывается только для контроля.

7. На устном интервью можно уходить от темы и болтать о чем угодно, если по теме сказать нечего.

Как и в письменной части экзамена, ваши разговоры не по теме могут воспринять так, как будто вы просто не поняли вопроса. Могут понять и так, что у вас есть заготовленная речь по схожей, но не совсем нужной теме и вы сводите разговор к ней, чтобы оттарабанить домашную заготовку наизусть. Результат один и тот же – снижение оценки.

8. Если одеться с иголочки на устное интервью, то это окажет положительное влияние на экзаменатора, который поставит более высокую оценку.

Полная чепуха. На экзаменатора могут положительно повлиять ваша дружелюбность, уверенность в себе. А уверенности в себе вам добавит удобная одежда. Если вам удобнее сдавать экзамен в костюме – идите на интервью в костюме, если в джинсах – идите в них.

Оценки и апелляция

9. Если подать на апелляцию, то балл за Speaking (или Writing) непременно повысят.

К сожалению, нет. Апелляция работает в обе стороны: оценку, выставленную проверяющими в вашем экзаменационном центре, могут или поднять, или опустить. Апелляция также занимает не менее нескольких недель и стоит дополнительных денег – проще просто пересдать экзамен еще раз.

10. Слабые результаты по отдельным частям экзамена подтягивают под общий балл.

Молва гласит, что если, например, по Reading – 7, то по Writing, как бы ужасно ни написано, меньше пятерки не дадут. Это полная чепуха. Посудите сами: разные части экзамена проверяются разными людьми и ваши экзаменационные работы им даются анонимно – станут ли они собирать все работы вместе и повышать оценку в одной части только потому, что вы хорошо написали другую? Нет.

Я думаю, что этот миф до сих пор существует только потому, что люди не осознают, какие требования предъявляются к разным частям экзамена. Если на семерку в Reading надо хорошо, но не до конца понять текст, то на семерку в Writing достаточно написать текст много проще, а не эквивалентный прочитанному. Утрируя, можно иметь пассивный запас как у Шекспира, и активный – как у Эллочки-людоедки, и сдать Writing и Speaking на один и тот же балл.

11. Балл, полученный на экзамене – это ваш реальный уровень английского языка.

И да, и нет. Нет: это ваш уровень в день экзамена, с учетом вашей подготовки к формату экзамена, с учетом ваших нервов, что вы ели и как хорошо вы спали в ночь перед экзаменом. Пересдай вы его на два дня позже или на два дня раньше, результат хоть на полбалла, а отличался бы.

Да: экзамен составлен профессионалами, и полученная оценка будет довольно близка к вашему истинному уровню английского. Исказить результаты может только плохое самочувствие в день экзамена.

12. 8.5 или 9 баллов – недостижимый уровень носителя языка. Простым смертным так много баллов получать а) не положено, б) подозрительно .

Нет: теперь, когда носителям английского языка разрешено сдавать IELTS, мы можем наблюдать, насколько хорошо сдают они сами (британцам надо сдавать этот экзамен при иммиграции в Австралию), и насколько девятибалльная шкала IELTS отражает действительность. Редкий британец сдает на все девятки, большинство сдают на 8-8.5, даже с подготовкой. Такие же результаты может получить и изучающий английский как иностранный, ни разу не выехавший за границу. Великолепное, равномерно сильное во всех четырех навыках, владение английским языком доступно далеко не всем, но стремиться к нему можно – и очень интересно. Восьмерки или девятки по IELTS – это только начало пути.